15:04 ЖЕНЩИНЫ В НАУКЕ | |
Мир науки по умолчанию всегда был исключительно мужским. Попасть в нее женщине было практически невозможно, в отличие от времени, в котором мы живем с вами сейчас. Возможно, благодаря именно этим именам мир отказался от стереотипов.
Мария Склодовская-Кюри (1867–1934) –основатель науки о радиоактивности – родилась в Варшаве, столице Царства Польского, тогда входившего в составе Российской империи. Обучалась в Париж, где и познакомилась с будущим мужем Пьером Кюри. Супруги вместе работали в одной лаборатории. За открытие радия и полония они получили Нобелевскую премию по физике. Мария стала первой женщиной-лауреатом этой престижной премии. В 1911 году Склодовская-Кюри была удостоена второй (уже личной) Нобелевской премии – на этот раз по химии за открытие влияния радиации на человека. К сожалению, эти открытия были сделаны ценой ее собственной жизни. Она до сих пор остается единственной женщиной в мире с двумя Нобелевскими наградами.
Софья Васильевна Ковалевская (1858–1891) – первая в мире женщина профессор математики, хотя могла войти в историю не как математик, а как писательница и революционерка. Родилась в Москве. Детские годы провела в поместье в Витебской губернии, где впервые и познакомилась с математикой, увидев непонятные формулы на стенах собственной комнаты (во время ремонта неверно рассчитали количество обоев и пустующую поверхность заклеили страницами из сборника лекций по математике). За восемь лет Софья одолела учебную программу гимназии для мальчиков, и в 1866 году приехала в столицу и на протяжении трех лет училась у самых известных преподавателей своего времени. Получив в 18 лет свободу через фиктивный брак с молодым ученым-геологом В. Ковалевским (идеи эмансипации в то время были популярны среди образованных девушек), она смогла выехать в Пруссию и посещать занятия по физике и математике неофициально. Фиктивный брак впоследствии окреп и супруги переехали в Берлин, где ее наставником стал известный математик Карл Вейерштрасс. В 1874 году Софья Ковалевская получила докторскую степень в Геттингенском университете, а вот работу получить не удалось. В том же году Ковалевские вернулись в Россию. На родине ученую степень Софьи Ковалевской не признали, и она забросила науку на 6 лет. Но в 1880 году ей удалось представить на научном конгрессе в Петербурге доклад об абелевых интегралах, получивший высокую оценку коллег. Но не более. В том же году она вернулась в Европу, где продолжила научную работу в Берлине и Париже. После смерти мужа, покончившего жизнь самоубийством, на помощь пришел старый учитель – профессор Вейерштрасс, который выхлопотал для нее место преподавателя математики в Стокгольмском университете. Но читать лекции нужно было не только на знакомом Ковалевской немецком, но и на шведском и она освоила новый язык за несколько месяцев, а потом даже начала публиковать на нем статьи. В 1885 году Ковалевская возглавила кафедру механики и начала изучать кристаллы. Там же она занялась решением задачи о вращении твердого тела (волчка) вокруг неподвижной точки, над которой в то время бились многие математики. Парижская академия наук учредила даже денежный приз в размере 3 тысяч франков за предложение усовершенствованного ее решения. Решение Ковалевской так высоко оценили, что увеличили. размер премии до 5 тысяч франков. При этом жюри, оценивая 15 работ, не знали имен их авторов во избежание предвзятости. Результаты научного соревнования были оглашены в 1888 году. В том же году она удостоилась звания профессора Стокгольмского университета, а в России стала членом-корреспондентом Академии наук, ради чего потребовалось даже изменить устав Академии. В начале 1891 года Ковалевская скоропостижно скончалась от осложнений после простуды. Ей был 41 год.
Покровская Магдалина Петровна (1901–1980) – бактериолог. Родилась в Саратове, окончила там же медицинский университет и пошла работать по специальности в Ставропольскую противочумную лабораторию.На протяжении нескольких лет она работала над созданием живой, противочумной вакцины, которая могла бы не только лечить больного, но и вырабатывать у него иммунитет. Ранее в мире уже существовала вакцина от чумы – в 1896 году ее создал российский ученый и эпидемиолог В. Хавкин. Однако у нее был один недостаток – из-за использования мертвых бактерий инъекция не могла вырабатывать у больного иммунитет. Но Магдалине Покровской удалось решить эту проблему. Выведя специальную культуру чумных бактерий «АМР», их стало возможно использовать в качестве вакцины. Они не могли изменять структуру клеток человека, но организм при этом мог вырабатывать антитела к этим бактериям, и, соответственно, приобретать иммунитет на случай, если в организм попадут уже опасные бубонные бациллы. После многолетних испытаний сыворотки на грызунах, 8 марта 1934 года Покровская решила провести эксперимент уже на себе. Она ввела в кровь 500 млн живых чумных бацилл только ради того, чтобы узнать, можно ли использовать инъекцию людям. Такой смелый эксперимент помог спасти людей и устранить такую опасную эпидемию бубонной чумы. Сам эксперимент, кстати, прошел успешно. На третий день организм приобрел иммунитет к этой болезни. В будущем эта вакцина стала применяться во всем мире Когда 3 августа 1942 года советские войска оставили Ставрополь, в городе появились группы немецких бактериологов. Они направились к зданию станции, чтобы забрать ценные документы и исследования. Но их ожидало полное разочарование, ведь за несколько дней до полной оккупации Ставрополя, уже эвакуированная Покровская вернулась в город и увезла все важные бумаги с собой в Казахстан. Результаты исследований Магдалины Петровны спасли миллионы жизней, а наследие, оставленное ею, и по сей день становится источником вдохновения для ученых. | |
|
Всего комментариев: 0 | |