Приветствую Вас, Гость
Главная » 2022 » Сентябрь » 23 » Родная земля ольховская
16:22
Родная земля ольховская

По святым местам: Гусевский женский монастырь Ахтырской Божией Матери

Одной из достопримечательностей Ольховского района является Гусевский женский монастырь Ахтырской Божией Матери. Ежегодно это святое место посещают тысячи паломников из разных уголков нашей страны и зарубежья. История монастыря удивляет неожиданным переплетением судеб великого оптинского старца и московской дворянки…

Как все начиналось

Ахтырский женский монастырь основан священником Иоанном Левитским из с. Лопуховка Камышинского уезда Саратовской губернии и тамбовским крестьянином Илларионом Яковлевичем Двойченковым. Странствуя по святым местам, последний провел много лет в Веркольском монастыре Архангельской губернии. В конце концов, тайно постригся на Афоне в монахи с именем Никодим. Его послали в Россию для сбора пожертвований и учреждения обители в честь Пресвятой Богородицы (Ахтырскую икону он принес с собой из Греции). Пречистая Дева представала на ней молитвенно сложившей руки на груди и печально смотрящей на крест с распятым Иисусом Христовым. Икона эта известна в православном мире, как "чудотворная". Обретена она была 2 июля 1739 года в городе Ахтырке Харьковской губернии, отсюда ее название.

 В с. Лопуховка летом 1865 г. монах встретился с о. Иоанном Левитским и уговорил его создать в этих местах общину.

Сначала 30 сестер, желающих потрудиться Богу, собрались в г. Камышин в 1860 г., и создали общинное хозяйство из дома с трапезной, бани, амбара и погребицы.  Первой настоятельницей общины стала монахиня Мария. Но дальнейшего развития в городе начинание не получило, и решено было попробовать вдали от суеты.

В 1871 г. отец Иоанн и отец Никодим покупают 281 десятину 2140 кв. сажен земли близ сл. Гусевка нынешнего Ольховского района. По словам первопоселенцев, еще до основания общины на этом месте происходили чудеса: звенели невидимые колокола, слышалось молитвенное пение, виднелся свет как бы от горящих свечей.

В то же время основателями приобретаются и 3 усадебных места в самой слободе, дом помещика Николева для сестер, а до 1874 г. «шестидесятный» и «пятисотенный» наделы, «плантация» и х. Толмачев. Всего отец Никодим передал общине 1708 дес. земли с ветряной мельницей и другими постройками. Помогают в обустройстве пусть и небольшие, но искренние пожертвования местных крестьян.

Священник Иоанн с приехавшими из Камышина монахинями возводят плетеные мазанки и деревянные сооружения для жилья. Перейдя из прихода с. Лопуховка в храм сл. Гусевка, он передает на нужды общины все получаемые им пожертвования. А их на жизнь большой общины, насчитывающей уже около 50 сестер, не хватает, много средств уходило на выплату долгов и процентов по займам.
И тогда отец Иоанн, решив обратиться к такому покровителю монашествующих, как о. Амвросий, едет в Оптину пустынь. И известный всей России святой – оптинский старец Амвросий вносит огромный вклад в основание обители - именно он нашел благотворителя, на средства которого и крепла община - Елизавету Николаевну Годейн. Елизавета Николаевна, ставшая духовной дочерью старца, происходила из знаменитого дворянского рода (ее мать – урожденная княжна Багратион – двоюродная племянница героя Отечественной войны 1812 г. П.И. Багратиона.
В 1876 г. Елизавета Николаевна жертвует общине 17 тысяч рублей, фактически спасая общину. А весной 1877 г. она впервые посещает наши места. В ней родилось желание оставить суетный мир и уйти в Шамординский монастырь, но о. Амвросий благословил ей послужить далекой сельской обители между Волгой и Доном. Продав свои имения, она осенью 1878 г. приезжает сюда и выкупает все заложенные в банках земельные участки. На содержание священника и насельниц она жертвует 10 тысяч, а на возведение церкви 20 тысяч рублей.

Теперь община оказалась в состоянии построить свой храм, законченный и освященный епископом Саратовским Тихоном 8 сентября 1879 г.
В общине Елизавета Николаевна начинает нести послушание письмоводительницы, ткет ковры, вышивает, в свободное время пишет иконы, рисует тушью и карандашом.
Также много потрудилась над укреплением обители игумения Нина (Марина Яковлевна Трунова), начинавшая свое монашеский подвиг в одном из монастырей Самарской епархии.

 

На 1888 г. в процветающем монастыре проживает 1 монахиня и 70 послушниц, на 1890 г. – соответственно 1 и 75, на 1894 г. кроме игуменьи 77 сестер (среди 14 монахинь 11 являлись выходцами из крестьян, среди 64 послушниц — 58).


В 1892 г. община получает статус монастыря с игуменским управлением.
Инокиня Елизавета (Годейн) отходит ко Господу 3 декабря 1904 г. и захоранивается в склепе у храма. Ее тело перед погребением находилось около 5 суток в натопленном храме, но не проявляло признаков разложения. На время смерти инокини Елизаветы монастырь уже сильно окреп: кроме благоустроенного храма, он имел 6 сестринских корпусов, игуменский корпус, больницу, ковровую мастерскую, конюшни, множество иных помещений. Все это окружала высокая каменная стена.

Известный художник Кузьма Сергеевич Петров - Водкин, создавший здесь картину «Купание красного коня», пишет о Гусевке: «Деревня по реке ниже, верстах в трех, и там же монастырь женский с великолепным парком» (он отдыхал в Гусевке у Грековых, один из потомков которых, - Александр Петрович Греков стал известным реставратором, чья работа отмечалась даже ЮНЕСКО).

Обитель тогда владела 3 хуторами с 2 садами, 1000 десятин луговой земли. В 1908-1911 гг. капиталы монастыря составляли 12 000 руб.
Монастырский священник о. Михаил Соловьев в 1912 г. издает книгу о инокине Елизавете. Известно имя и другого священника обители – о. Иоанн Позднеев. В 1914 г. он жертвует в епархиальный комитет по оказанию помощи раненым воинам 9 руб. 65 коп., собирает по деревням множество вещей для солдат (простыни, полотенца, чулки, фуфайки и т.п.). В марте 1915 г. за свою активную работу он награждается скуфьей. Да и сами сестры изготовили и отослали на фронт сотни необходимых в окопах и в лазаретах предметов. Монастырь только за зиму 1914-1915 гг. передал семьям фронтовиков 52 руб. пожертвований, отгрузил им 60 возов дров, по 3 воза соломы и кизяка.


Революционное время
В годы гражданской войны (в марте 1919 г.) монахини устроили у себя в одном из помещений лазарет для раненых и тифозных красноармейцев, выплачивали продналог, обеспечивали семенами овощей всю Ольховскую волость, а пшеницы собирали по 63 пуда с десятины (обычный крестьянский сбор был 20-30 пудов).
Сестры вносят свой вклад и в борьбу с голодом, прокатившимся по Поволжью в 1921-1922 гг. Историк О.Ю. Редькина обнаружила в публикациях тогдашней царицынской печати сведения, что общее собрание православных приходов Ольховской волости решило передать в фонд помощи голодающим «все ценное, что найдется в церквах и монастырях».

Прошла национализация монастырских имуществ и у обители остаются лишь 4 жилых дома, 2 служебных помещения, баня и плуг, на которые у властей тоже имелись свои виды. Самих монахинь на 1925 г. остается всего 28 человек.

В феврале 1926 г. общину выселяют. Сестры уходят кто в храм, а кто к крестьянам в дома х. Забурунный.

С 1929 г. храм пустовал и использовался Гусевским сельсоветом как зернохранилище. На 1945 г. по докладам местных властей в Ахтырском монастыре «самого здания церкви нет, есть дом бывший церковный, занят неполной средней школой, а другие мелкие здания, принадлежащие НСШ, намечены под детский дом». Процесс возвращения монастырского имущества, используемого средней школой и колхозом, затянулся, и продвинулся лишь с приездом в Гусевку в июле 1994 г. архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа (Тимофеева).


Возращение  обители


Вновь обитель открылась 21 февраля 1996 года. Пришлось покупать жилье для переселения нескольких семей, живших в старинном особняке. Местные верующие собрали по домам сохранившиеся монастырские иконы. С момента возвращения обители отремонтированы дом для игуменьи и сестер, старая трапезная под административное помещение, сохранившиеся хозяйственные постройки, построена новая трапезная, баня, склады, оборудована иконная лавка, просфорня. Все обнесено забором, разбит садик с каштанами, липами, березами, посажены цветники, огород, заведены животные.

1 октября 2001 года Владыкой Германом был заложен первый кирпич в основание церкви, а 15 июля 2002 года храм был уже полностью возведен. Исторический вид сооружения, конечно, уже восстановить не представляется возможным, однако новая церковь получилась хоть и довольно компактной, но весьма уютной, идеально вписавшись в окружающую обстановку. В монастыре хранятся несколько святынь. В прошлом году на территории святой обители был установлен памятник святому страстотерпцу царю Николаю II.

Если в мужских монастырях все очень просто и даже аскетично, то в Гусевском монастыре с первого взгляда заметна заботливая женская рука. Стоит отворить калитку и войти на монастырский двор, как от красоты теряется дар речи. Аккуратные дорожки, ухоженные деревца и газоны, яркие цветы, и нигде ни соринки, ни одной сухой веточки. Сложно представить, сколько труда сюда вложено.

Интересно

1. В Ахтырском монастыре находится икона Ахтырской Божьей матери и мощевик с частицами мощей 14 оптинских старцев. Святая икона была привезена в Гусевский монастырь из Греции монахом Никодимом – одним из основоположников Ахтырского женского монастыря.

2. По преданию, еще при основании монастыря послушницы обнаружили ключ, который выходил на поверхность у основания массивного многовекового дуба. В дальнейшем на этом месте монахини обустроили колодец. В советское время, чтобы остановить паломничество верующих, источник был осквернен, однако после воссоздания монастыря священнослужители все-таки смоги отыскать то самое место, и вновь обустроили здесь колодец. 

3. На территории Гусевской обители раньше произрастала целая роща дубов-великанов, но по неизвестным причинам в советское время они были практически полностью вырублены. Сейчас здесь уцелел лишь один дуб – немой свидетель полуторавековой истории Гусевского женского монастыря Ахтырской иконы Божией Матери.

Просмотров: 33 | Добавил: olhovskie_vesti | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика