Приветствую Вас, Гость
Главная » 2026 » Февраль » 12 » Наши парни – на высоте: интервью с операторами БПЛА
08:29
Наши парни – на высоте: интервью с операторами БПЛА

Этот материал мы готовили для рубрики «На передовой» в течение длительного времени, так как участники интервью – действующие военные. Все эти парни – наши земляки, работают на херсонском направлении операторами БПЛА. Мы будем называть их только позывными, так как операторы дронов – приоритетная цель для врага. Работа этих штучных боевых единиц для противника очень чувствительна, ведь у операторов вместо рук – пропеллеры их винтокрылых машин, а голова вычисляет не хуже самого современного компьютера.

У каждого из этих воинов своя история службы в войсках беспилотных систем. Но каждый из них – достойный боец, настоящий русский витязь. Итак, предоставим слово нашим героям.

Соколиная охота

На передовой, где минута дороже золота, операторы беспилотников играют ключевую роль в сборе информации и поддержке подразделений в ходе выполнения боевых задач. Работа этих парней, которых красиво сравнивают с соколиными охотниками, требует не только совершенного пилотирования своими «птичками», но и умения оперативно оценивать ситуацию, способности быстро принимать верные решения. Операторы осуществляют наблюдение за территорией в реальном времени, днём и ночью без перерыва. И даже в такую стужу, когда пальцы замерзают и теряют чувствительность, ребятам приходится дежурить по несколько часов. А если дрон, не дай бог, ломается, то и чинить его зачастую приходится самим.

«Наша основная задача – это наблюдение, корректировка артиллерии, сопровождение штурмовиков в реальном времени, чтобы их передвижения были максимально безопасными и комфортными. Само собой, делаем сбросы», – рассказывает самый молодой из наших операторов, боец с позывным Бес.

Молодой человек сознательно выбрал путь воина, подписав контракт с Министерством обороны, как только ему исполнилось 18 лет. Но, несмотря на юный возраст, Бес признается, что особо не увлекался компьютерными играми, сразу развеивая миф о том, что среди операторов БПЛА большинство геймеры.

«Сюда попал случайно. Когда я подписывал контракт, в моем отношении значилось, что мне предстоит работать на РСЗО «Град», – рассказывает свой путь в беспилотные войска Бес. – Но потом меня отобрали для службы оператором. На тот момент я имел смутное представление о дронах».

Еще более внезапно связал свою судьбу с небом Батя. С этим парнем мы знакомы с первых дней специальной военной операции. Он – один из первых мобилизованных, поехал «за ленточку», когда еще никто не представлял, что же там происходит в этой так называемой «зоне».

«В войска БПЛА я попал в середине 23 года, – вспоминает молодой человек. – До начала СВО я не знал, что такое квадрокоптер. Какое-то время спустя у нас появился первый дрон, на котором мы начали обучаться и сразу же выполнять приказы по разведке и патрулированию ЛБС. Это было после потопа, мы стояли на первой линии. Нужно было находиться в небе 24/7, чтобы не пропустить попытку форсирования противником Днепра на наш берег. С этого и началась моя работа в БПЛА».

Конечно, сложности были, волнение присутствовало. А как иначе? Ты управляешь штукой, от маневров которой многое зависит. Обучение проходило прямо на поле боя. В дождь или туман «охота» не отменяется, потому что поражение цели приводит к тому, что подразделение понесет меньше потерь – это жизни товарищей и гарантия победы.

«Тогда даже каких-то специальных центров, где бы мы могли этому обучиться, не было, да и времени на это не было, – продолжает свой рассказ Батя. – Поэтому в работу включились сразу. Сами обучались, смотрели какие-то ролики, изучали технические характеристики квадрокоптеров. Также помогали пилоты из соседних подразделений, которые уже освоили эту специальность. Поначалу было много непонятного, но когда углубляешься в тему, с каждым днем всё больше хочешь узнавать об этом, то уже ничего не страшно. Свои полеты начали на квадрокоптерах Mavic 3T и Mavic air 2s. Первый из которых – с ночной камерой, второй – только дневная. По сей день являюсь пилотом КТ».

 

«Птички»:

дерзкие и мощные

Можно сказать, что эти изначально гражданские квадрокоптеры – рабочая лошадка на СВО. Они более доступные, на них легко найти запчасти. Сердца многих операторов отданы этим дерзким, быстрым, глазастым и чрезвычайно маневренным «птичкам», которые могут подбить бронетехнику и уничтожить укрепления врага.

Батя говорит, что в основе успеха оператора БПЛА лежит уверенность: «Ты должен понимать, что твои верные действия спасают чью-то жизнь. Без твоей помощи могут пострадать другие бойцы, если вовремя не предупредим или подпустим врага близко. Поэтому ответственность на операторе – колоссальная».

Бес летает на БПЛА самолётного типа («крыло»). В данный момент он прикомандирован к техникам «Орлан-10». Этот разведывательный беспилотный комплекс прочно занимает особую нишу в российских войсках. В зоне спецоперации его называют глазами артиллерии. Управление дронами типа «крыло», которые летают на дальнюю дистанцию, сильно отличается от управления FPV-дронами. Они требуют не симуляторов, а постоянной практики на полигоне.

 

Вообще, Бес говорит, что сейчас есть возможность пройти различные курсы для повышения квалификации. Но уровень сложности таких курсов довольно высок. В хороших центрах преподают сплав высочайших технических навыков, тактического мышления и железной психики. Это не про игры на пульте, а про принятие решений, от которых зависят жизни. Инструкторы моделируют сбои связи, работу под временными ограничениями, взаимодействие с другими подразделениями.

Цель таких курсов – дать не просто навык, а сделать будущему оператору «прививку» от стресса.

Беспилотники самолетного типа поистине очень крутые! Но имея высокую стоимость, их массовое применение пока затруднительно. Оператору надо отучиться на конкретно этот самолет, управлять им и нести за него ответственность.

«Так недавно учился управлять такой штукой как КВО («Князь Вещий Олег»), – с задором рассказывает Бес. – Это новый российский дрон-разведчик. Очень интересный аппарат, довольно легкий, быстрый, мощный. Были отличные инструкторы, которые дали много нужной информации в сжатые сроки. Курсы – это не только полеты, но еще и теория. Как определять направление ветра, скорость полета БПЛА, как ставить угол самолета при запуске, направление винтов. Все это ты должен знать, как таблицу умножения, прежде чем тебе придется управлять такой серьезной дорогостоящей машиной».

 

Игра в шахматы в небе

Операторы дронов тщательно продумывают маршрут каждого полета, учитывают особенности местности, расположение объектов и погодные условия. Подготовку к полету и сам полет часто сравнивают с игрой в шахматы. Один неверный шаг может привести к гибели самих операторов БПЛА или раскрытию позиций. На фронте выживает умнейший и сильнейший.

«За 4 года службы приходилось выполнять много задач, теперь каждый боевой вылет уже не страшен, так как приобретенный со временем опыт никуда не уйдет, – уверен Батя. – Выполняли не только разведку, но и корректировку артиллерии, сбросы боеприпасов по врагу, доставку провизии бойцам, когда возникали проблемы с доставкой продовольствия в больших объёмах. За всю службу пришлось управлять многими квадрокоптерами. У каждой «птички» есть свои плюсы и минусы. Но со всем справляемся, сами модернизируем, чиним, когда возможно, делаем всё, чтобы в работе было комфортно».

 

«Я знал: справлюсь»

Док – один из тех операторов, которые не только управляют беспилотниками, но и сами их собирают, сами готовят взрывчатый груз, сами запускают в полет.

«В войска БПЛА, теперь это называется БпС (беспилотные системы), я попал, потому что просто захотел. Потому, что знал – справлюсь. Мы видели, как работали наши операторы, как работал противник. В тот момент как раз собирали внештатное подразделение БПЛА, и я вызвался, – рассказывает свою историю Док. – Всё произошло внезапно. Приказ на обучение просто свалился на меня. Примерно за 6 часов до выезда, поздно ночью. Пришлось быстро собираться и ехать. Обучение прошёл одним из первых в нашем полку. Но, к сожалению, там получил только основы. Самое сложное пришлось узнавать на собственном опыте. Тогда еще ничего у нас не было, и мы даже не знали, что нужно. Были только неразорвавшиеся дроны противника. На них мы и учились. Сначала освоил техническую составляющую, потом учился летать».

Док поясняет, что вражескую «птицу» можно забрать себе и перепрошить, работать с ней, если она в нормальном состоянии. Вражеские «мавики»-разведчики разбирают до шурупа – в хозяйстве пригодятся и пропеллеры, и двигатели, и камеры. Поэтому нередко дроны противника начинают работать на нас, становясь донорами для «птиц» наших охотников. Также ребята приобретают сами или с помощью волонтеров недостающие или вышедшие из строя комплектующие, собирают, паяют, проверяют каждую «птичку». Потом едут и работают с ними.

«Летаю на FPV-квадрокоптерах, – продолжает Док. – За остальное не берусь. Считаю, лучше отлично работать на одной машине, чем быть середнячком во всем. Всё время узнаю что-то новое, постоянно двигаюсь в этом направлении вперед. Сложностей много, иногда и сам не знаешь, почему не работает. Такое бывает – проводок плохо держится. И всё, не работает. Выявить такую неисправность сложно. Сейчас снабжение наладили, но всё равно, покупать приходится много. «БПЛА – это дорого», с этими словами принимают в подразделения БпС. БПЛА – это не сидеть в тылу, это быть под ударом и при этом «держать перед собой мишень».

Большинство бойцов прекрасно понимают, насколько дорога эта техника. Многие дроны оплачены не только государством, но и простыми людьми, которые «задонатили» на фронт.

 

Работа оператора –

сплошное задание

На вопрос, какими качествами должен обладать оператор БПЛА, ребята отвечают почти в унисон: уверенностью, усидчивостью, концентрацией внимания, а еще, конечно, техническими способностями.

Изначально беспилотники – это гражданская техника, приспособленная к нуждам войны. Вся инфраструктура вокруг них – всё это дело рук наших инженеров, «народного ВПК», поэтому технические знания здесь важны. Многие элементы могут отказать, и нужно уметь починить их прямо на месте.

«Работа оператором – сплошное задание, – поясняет Док. – В тылу готовишься, учишься, паяешь, крутишь, полигон, испытания… Быть в курсе обстановки приходится постоянно. Потом заход, отработал и опять готовиться. Бывало, на задачах по несколько месяцев, и готовим дроны на месте. В рутину это не превращается, всегда приходится адаптироваться и приспосабливаться».

«Полетов очень много, бывает, что работаешь по 8-12 часов. Интенсивность работы высокая. Глаза, спина – ты их просто уже не чувствуешь, – честно говорит молоденький Бес. – К этому надо быть готовым. Каждый день на СВО ты очень остро ощущаешь жизнь, потому что не знаешь, что ждет тебя в следующую минуту. Но, тем не менее, я ни капли не пожалел, что пошел на защиту Родины. Сердцем чувствую, что это моё. Здесь я обрел опыт во всём: от строительства до ратного дела».

И этим искренним речам молодого воина верим. Потому что видели, с какой решимостью он отправлялся на спецоперацию; каким взрослым, уверенным в себе, вернулся через год, и как сейчас он растет в военном деле, совершенствуя свое мастерство оператора. Настоящий русский воин – дай Бог, будущий офицер.

 

«Мы все здесь – братишки»

Операторы признаются, что иногда после особенно напряженных заданий стирается грань и кажется, что ты не здесь, а там, над этим полем, бывает трудно переключиться. В голове прокручиваешь все свои действия. Справиться помогают товарищи.

«Мы разговариваем об этом между собой. Тот, кто не был здесь, не поймет, да им и не надо, а тому, кто с тобой в одном блиндаже, можно просто кивнуть – и он всё понимает без слов».

Никто из этих отважных ратников не посетовал на судьбу, не пожалел, что встал на этот непростой путь. Парни честно говорят о сложностях, но такие моменты только закаляют настоящих мужчин.

«Мы многое прошли. Многое видели. Хотел бы я это не проходить и этого не видеть, – философски замечает Док. – То, что я с этим справлюсь, никогда не сомневался. Что можно хорошего найти на войне? Только отдали. Отдали здоровье своё, оставили семьи. Постарели все не по годам. Поседели до срока. Но никто не жалеет того, что отдали, мы закончим начатое».

«С осени 2022 года мне пришлось пройти через многое, многое увидеть, учесть это на будущее, – поддерживает Батя. – Здесь каждый день – особенный. Война объединила людей. Неважно, кто ты, какой национальности, здесь все друг друга называют братишками, и это придает боевой дух, уверенность в сегодняшнем и завтрашнем дне. Ты знаешь, что твой боевой товарищ всегда готов прийти на помощь. Ты учишься ценить человеческое отношение и дорожить этим по-настоящему».

В заключение отметим, что все ответы ребят опубликованы без прикрас, всё – по-честному. Вы для нас всегда на высоте, парни. Мы гордимся вами, отважные «соколиные охотники». Спасибо, что нашли время рассказать о своей почетной работе. Зоркого глаза, благоприятных погодных условий и легких полетов вам, ребята!

Татьяна Мелихова

Источник: http://vectnik.ru/2026/02/11/d0-bd-d0-b0-d1-88-d0-b8-d0-bf-d0-b0-d1-80-d0-bd-d0-b8-d0-bd-d0-b0-d0-b2-d1-8b-d1-81-d0-be-d1-82-d0-b5-d0-b8-d0-bd-d1-82-d0-b5-d1-80-d0-b2-d1-8c-d1-8e-d1-81-d0-be-d0-bf-d0-b5-d1-

Сделай свой шаг к Победе!

Напоминаем, в Волгоградской области продолжается набор на службу по контракту в войска Минобороны России, подробности на сайте https://контракт34.рф.
В данный момент открыт набор в подразделения беспилотных систем. Студентам предоставляется академический отпуск, обучение длится 2 месяца, контракт – от 1 года.
Требования к кандидатам:
– Возраст: 18-45 лет (для FP-дронов – до 35);
– Среднее или высшее образование;
– Категория годности А или В, отсутствие судимости.
Записаться на контракт и получить подробную информацию можно также по телефонам: 8(8442) 73-49-96, 8-937-700-53-73.

 

 

 

Просмотров: 17 | Добавил: olhovskie_vesti | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика