08:32 «Шпаргалки для родителей: рекомендации детского телефона доверия». Часть 9. | |
Детский телефон доверия продолжает свои рекомендации для родителей, и в 8-ой части «Шпаргалок» рассмотрим, изучим, исследуем вопросы укрепления детско-родительских отношений, воспитания и самоопределения детей и подростков, дадим рекомендации и пригласим к сотрудничеству и взаимообщению. И если в наших ответах вы не нашли разрешения своей индивидуальной проблемы, вы всегда можете позвонить на 8 800 2000 122 или короткий 124, и вместе с психологом поискать пути решения. Анонимно, конфиденциально, круглосуточно и бесплатно.
Пространственное ориентирование – ценный когнитивный навык для каждого человека. Начинает он формироваться еще в младенчестве, за его развитие отвечает гиппокамп, область серого вещества в височной части мозга. Гиппокамп отвечает не только за верное перемещение с одного места на другое, но и за определение места нахождения, за накопление знаний (работа памяти). Мы можем довольствоваться природой заложенными качествами, а можем помочь детям не потеряться и всегда найти нужный путь. Значит, надо «прокачать» память, внимание, наблюдательность, восприятие, находчивость и осмотрительность, бдительность и осторожность. Если в своем воспитании и развитии детей родители будут целенаправленно предлагать, устраивать различные рода маршруты, с четкой ориентацией на какие-то ориентиры, затем совместное обсуждение, вспоминание, то у детей этот навык будет развиваться быстрее. Дети очень любят загадки, квесты – одна из них, развивают нестандартное мышление, формируют новые модели поведения. Даже в квартире можно детям в выходные (а могут дети для родителей устроить квест) выстроить алгоритм поиска спрятанного, с программой задач по поиску, с рекомендациями по ориентированию на месте (квартире), с бонусами за находку. Затем перенесите квест на дачу, на соседнюю улицу, на другой район (если дети старшеклассники). Научив ребенка дома способности ориентироваться и описывать местонахождение, ваш ребенок «отнесет» эту игру в свою среду общения, и там вместе с другими детьми будет совершенствоваться. Вместе всегда веселее и интереснее изучать мир. Развивайте наблюдательность – гуляя с ребенком – осматривайтесь, называйте особенности в окружающем пространстве, какие-то выделяющиеся ориентиры, размеры, цвета, количество, потом обсуждайте, проверяйте память друг друга. Также можно развивать внимательность при встрече с другим человеком – во что он был одет, обут, что нес в руке, какие отличительные черты произвели на вас большее впечатление. Даже гуляйте всегда разными маршрутами, и в школе тоже выбирайте по возможности разные варианты перемещения. Выучив один маршрут, переходите на другой. Детей постарше можно увлечь топографической навигацией, это тоже самое пространственное ориентирование, есть кружки, секции, в которых детей могут обучать ориентированию на местности, оказанию первой помощи, безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях. Обязательно рассказывайте детям всех возрастов о безопасности общения на улице, что, если вдруг заблудился, к кому он может подойти и попросить о помощи. Это всегда должен быть человек при обязанностях: полицейский, охранник в форме, продавец в магазине, провизор в аптеке. Сейчас в телефонах легко можно перемещаться с функцией навигации, но учите детей ориентироваться там, где они живут и без телефона, чтобы они не растерялись, если телефон вдруг даст сбой. Хорошо помогут усвоить навыки ориентирования и игры-бродилки, только они должны быть с заданиями на логику мышления, на поиск, на анализ местности, на сопоставление объектов. Найдите время и возможность поиграть вместе с детьми, причем не только «побродить», но обязательно с обсуждением вариантов решения, практичности и экологичности способов выхода из трудной ситуации. Именно так, рядом с родителями, дети научаются не боятся трудностей, а прилагать усилия по их преодолению. Помогите ребенку стать «своим» в этом мире, не боясь его разнообразия и неповторимости, с умением найти себя в пространстве он всегда найдет пространство для себя.
Желание что-нибудь сделать рождается в связи с желанием что-нибудь получить. То есть важным является результат – продукт делания. Поэтому, мощным двигателем любой деятельности является ее полезность, польза, результат. Чем выше уровень мотивации (для чего мне это надо?), тем быстрее человек приступит к выполнению. Значит, чтобы развить, привить ребенку интерес к труду, как виду полезной деятельности, нужно научить детей четко определять для себя полезные последствия своего труда. Первые учителя у детей, конечно же, родители. Делая что-то по дому, рассказывайте, объясняйте детям, зачем вы это делаете, какая будет польза всем членам семьи от приготовленной еды, выстиранной одежды, организованного отдыха. Донести до детей следует, что заботиться о себе, своих родных и близких, это удовольствие, приятные действия для приятной пользы. И включайте детей в эту полезную деятельность на благо себе и всех согласно поделенных на всех членов семьи домашних обязанностях. Не наказывайте ребенка трудом: «если что-то не выполнил, значит, будешь делать то-то», а вознаграждайте его: «ты будешь отвечать за свежий хлеб и молоко», «а ты будешь главный по мытью посуды 3 раза в неделю», «а отвечаешь за право каждого ходить в чистой обуви». Вместо критики, даже если выполнено не очень качественно, включайте похвалу «молодец, что выполнил, надо только усовершенствовать качество», и добавляйте поощрение, не жалейте эмоции радости и благодарности, чтобы у ребенка появилось желание вновь вас порадовать. Именно в семье у ребенка есть шанс полюбить любую работу, так как только через заботу о ком-то (как и о самом себе), проявляется любовь. Также ищите мотивацию и в учебе, потому что учеба – это обязанность для детей. Порассуждайте вместе с детьми, для чего следует учиться, какую пользу приносят знания, чего можно достичь с хорошим образованием, в чем отличие образованного от неуча, каким ты хочешь быть в жизни? И если ребенок скажет «успешным» - спросите, как он может этого достичь, что ему следует сделать и делать каждый день. Оценивайте с плюсом, «зеленой» ручкой его успехи и достижения, оставьте «красную» ручку учителю. Различные бонусы, поощрения, вознаграждения – это и для детей и взрослых хороший стимул двигаться, достигать, развиваться, «улучшаться». Хвалите за маленькие успехи, поощряйте за большие, и гордитесь своими детьми, расскажите об их успехах другим. Для детей похвала родителей – это стимул и мотивация в одном лице. И еще расскажите, что есть труд (полезная деятельность) на благо всех, любая профессия приносит пользу людям и животным, экологии и здоровью, и многому другому. И быть участником созидания пользы – это высшая миссия реализация себя, и желание сделать вокруг себя мир лучше, красивее, сильнее, и ты один из ее творцов!
Принятие себя – это знание и понимание своих сильных и слабых сторон, это умение компенсировать слабые стороны и способность опираться на сильные стороны. Если ребенок не принимает себя, значит, он не умеет ценить сильные качества личности, а свои слабые стороны, так называемые недостатки (характера или внешности), считает определяющими как показатель своей несчастности. Причиной этого может быть родительское воспитание, в котором было много критики, недовольства ребенком, обесценивания его успехов, отсутствовала похвала и поддержка. Еще одной существенной причиной для ребенка может быть мнение сверстников, которые считают ребенка не таким, как все, и подвергают осмеянию, унижению. И еще один фактор – «стандарты» красоты, декларируемые на просторах интернета и в средствах массовой информации. И под воздействием этих факторов ребенку очень легко «соскользнуть» в эмоциональное состояние, для которого характерно неуверенность в себе, негативное чувство к себе, неуспешность в социуме. Поэтому задачей для родителей будет помочь ребенку осознать себя как личность, научиться ценить себя, любить себя, радоваться своим успехам, принимать свои «непохожести» на других, как отличительную особенность, уникальность, подаренную природой. Учите детей правильно преподносить себя, презентовать свои выгодные качества, защищать свои границы («да, у меня есть «особенность», и это мое право быть не таким как все»). Детям очень важна принадлежность к группе сверстников, поэтому детям нужно «поискать» своих, тех, с кем им интересно. От родителей нужно только помочь определиться с темой его развития, что он будет посещать: спортивную секцию, танцевальный кружок или студию анимации и моделирования. Там ребенок и будет среди «своих», наделенных общим интересом и увлечением. Общепринятые стандарты красоты – это не руководство к действию, а возможность научиться быть, оставаться самим собой, проявляя заботу к украшению, укреплению своей внешности или здоровья. Девочек учите мейкапу (макияжу), развивайте вкус в одежде; мальчиков – заботе о теле, стройности и мужественности. Мужественный – это не всегда накачанный мускулами, а сильный духом и добрыми делами. А красивая девушка – это не та, кто вписалась в «стандарты 90х60х90, а та, что умеет ухаживать за собой, умеет проявлять заботу о других, это не только про красоту тела, но и красоту души. И вы, уважаемые родители, покажите пример своим детям, принимайте детей как подарок, данный вам на бережное хранение и заботливое улучшение, хвалите своих детей, поощряйте их в успехах, помогайте в неудачах.
Многие родители задают вопросы – надо ли наказывать детей и как это делать правильно? Наказание, как и поощрение – это инструменты воспитательного воздействия на ребенка, и применяют эти инструменты родители в соответствии со своим детским опытом, оставленным также родительским воспитанием. Наказание – это неизбежная мера или можно обойтись без нее? Можно, если в семье четко установлены правила: что можно, когда, сколько, каким образом, в какое время и так далее. И правила должны быть установлены согласно возраста: в 5 лет - нельзя, а в 7 лет уже можно. Еще важно – чтобы в семье были четко определены обязанности: кто за что отвечает и что делает. И, пожалуй, обговаривайте и как это делать. Тогда тоже не придется наказывать за неисполнение. И при обсуждении обязанностей также проговаривайте последствия, если что - то не будет выполнено. Обсуждение последствий дает возможность ребенку понять результат своих действий или бездействий. Если без наказаний пока не обходитесь, обратите внимание на следующие факторы. Обсуждайте с ребенком и санкции (это уже наказания), вместе «поторгуйтесь», чтобы было ощутимо, но не обидно. Важной рекомендацией для родителей будет умение управлять своим эмоциональным состоянием, чтобы в «пылу горячности» не «наломать дров», сильно не обидеть ребенка. Если чувствуете, что гнев и возмущение готово выплеснуться в словах и поступках, задержите дыхание и широко раскройте глаза, эта ваша пауза и вас «притормозит» в действиях и, возможно, уже напугает ребенка, и он уже будет готов признать и исправиться. Всегда соотносите степень проступка с наказанием, чтобы за маленькое прегрешение ребенок не получил существенное наказание. Не копите проступки, реагируйте сразу. Чтобы не переходить к действиям (лишения, ограничения), попробуйте ограничиваться своим голосом (тембр иной, чем прежде), взглядом (хмурый), мимикой лица, словами сожаления, вздохами и всплескиванием рук, покачиванием головы, иногда молчанием и игнорированием (паузой, количество минут в паузе согласно возраста ребенка (рекомендация для маленьких детей). Самым обидным для детей является физическое наказание, эмоциональное - в виде унижения, оскорбления, по неизвестной причине, в присутствии других людей, особенно сверстников – не поступайте таким образом. Рекомендуется не злоупотреблять лишением родительского внимания, не говорить слов «я тебя не люблю, не буду любить», последствия для ребенка очень значительны: от страха, потери базовой потребности в безопасности и защищенности, потери уверенности в себе. Недопустимо наказание там, где ребенок еще не освоил, не умеет (мокрые штанишки, мало ест). Всегда давайте право извиниться, исправить проступок. Позитивное воспитание – чтобы не наказывать – учите детей не нарушать.
Протестное поведение – это уже не только про непослушание и капризы, это про поведение, действия, которые совершает ребенок или подросток с определенной целью. И свойственно протестное поведение подростковому возрасту. В этом возрасте (12-17 лет) для подростка важным является самоидентификация себя как личности, отстаивание своих прав на индивидуальность. Проявляется оно через попытки «оторваться» от семьи, протеста против беспрекословного выполнения требований родителей, непринятием воспитательных лекций, стремлением больше проводить времени со сверстниками. В этом возрасте подросток остро чувствует свое право на мнение, решения, желания и если родители воспринимают критично и категорично право своего ребенка на собственное «я», конфликты в семье неизбежны, и протестное поведение – это форма демонстрации своих прав. При резкой, директивной позиции родителей подросток может уйти в депрессивное состояние, у него может развиться тревожность, апатия, проблемы пищевого поведения, различные варианты разрушительного поведения (от хулиганства до употребления различных вредных веществ). На эмоциональном уровне реагирования подростка родители могут столкнуться с постоянным неповиновением по любому поводу и случаю, чрезмерной вспыльчивостью, раздражительностью, враждебностью, желанием оспаривать просьбы и требования родителей и отстаивать свои желания и решения. Для родителей важно понять – это период в жизни подростков является естественным периодом развития, кризис подросткового возраста как раз и заключается в переходе от детства к «взрослости». Гормональная перестройка организма у подростков связана с половым созреванием. Ее еще называют «гормональной бурей», потому ей сложно управлять, она сметает на своем пути доверительные, поддерживающие отношения между ребенком и родителями. И основной задачей родителей в этот период является понимание этого процесса, и поведения подростков как очередного этапа взросления. Постарайтесь быть терпеливыми, сами осваивайте искусство управления эмоциями (см. часть 4 «Что такое саморегуляция и как ее освоить?». Ссылка: https://prihoper34.ru/news/media/2024/2/27/shpargalki-dlya-roditelej-rekomendatsii-detskogo-telefona-doveriya-chast-4/.) Практикуйте совместное диалоговое (не монологовое) общение, поищите, пожалуйста, время, чтобы вместе обсудить его стремления и поиски, делитесь своим подростковым опытом взросления, поищите совместно варианты компромиссных решений разногласий. Пусть убеждения, обсуждения, мотивации носят двусторонний характер. Это повысит вашу дипломатичность и подростку принесет навык урегулирования, преимущество договоренностей. Все начинается не только с любви, но и с уважения. Подросток в этом очень нуждается, это его базовая потребность: чтобы приняли в среде сверстников, чтобы родители и учителя уважали его как личность. Без этого важного компонента он не станет уверенным, проактивным, самостоятельным и ответственным взрослым человеком. Возьмите себе «за правило» правило «Разреши в малом – запрети в большом». Это как раз про мастерство договоренностей, за умение и талант слушать и слышать друг друга. Обсудите определенную степень свободы, но с сохранением информирования родителей и обсуждением потребностей (и подростков и родителей). Используйте в общении с ним твердость там, где идет речь о его безопасности (но корректно); терпение и понимание там, где имеет место польза в развитии, обучении, общении; покладистость там, где это безопасно для него и позволит наработать ему самостоятельность и ответственность за себя. В минуты ваших негативных чувств к ребенку в связи с его протестным поведением сделайте упражнение: мысленно, а можно и вслух, перечислите 5 качеств, за которые вы любите своего ребенка, или 5 причин, сделавших вас самым счастливым человеком, у которого есть ребенок. И если у вас остались вопросы по этим темам части 8 «Шпаргалок», позвоните на детский телефон доверия 8 800 2000 122 или короткий 124 и обсудите с психологом волнующие вас вопросы (анонимно, конфиденциально, круглосуточно и бесплатно).
Руководитель службы детского телефона доверия Миронова Н.Р. | |
|
| |
| Всего комментариев: 0 | |





