17:40 «Шпаргалки для родителей: рекомендации детского телефона доверия. Часть 4 | |
Детский телефон доверия продолжает свои рекомендации для родителей, по наиболее актуальным, озвученным для нас вопросами от вас, и напоминает, что все проблемы могут быть решаемы, для этого всегда есть силы и возможности, нужно только замотивировать себя на желания и действия. И если в наших ответах вы не нашли разрешения своей индивидуальной проблемы, вы всегда можете позвонить на 8 800 2000 122 и вместе с психологом поискать пути решения. Анонимно, конфиденциально, круглосуточно и бесплатно.
Казалось бы, что может быть проще? Цели у каждого есть – это точно, но не каждый их достигает. И если вы, уважаемые родители, научите своих детей переводить свои мечты в цели, вы дадите детям великолепный инструмент получения желаемого. Самое первое – научите ставить цель четко определенную в словах и действиях “Хочу поступить в такой–то университет“. У этой цели есть место и действие. К каждой цели надо наметить шаги достижения (порядок действий), это действия, которые помогут цели достигнуть. В данной цели это будет: погрузиться в выбранную специальность (узнать о преимуществах и рисках этой профессии), побеседовать с представителями этой профессии; определить предметы для сдачи ЕГЭ на поступление; определить и организовать формат подготовки по этим предметам (самостоятельно, с репетитором, онлайн курсы и т.д.); организовать режим подготовки с обязательным включением режима отдыха; расставить пробное тестирование или любой контроль за освоением знаний. И ещё какие – то важные действия для вашей ситуации. Далее оцените свои ресурсы и возможные препятствия: внутренние и внешние. К внутренним относятся ресурсы помогающие -это достоинства, качества вашего ребенка, способствующие достижению цели, пропишите их: уверенность, организованность, настойчивость, инициативность и еще то, чем владеет ваш ребенок. Обсуждая с ним достоинства, непременно хвалите его, помогите научиться ценить и гордиться своими сильными качествами, подумайте, какие бы ещё качества ему приобрести к уже имеющимся, помогающие и делающие нас сильными. К внутренним рискам относятся наши недостатки, они могут нам попрепятствовать в достижении цели: несобранность, лень, прокрастинация (откладывание дел на «потом»), неуверенность и другое, присущее вашему ребенку. И определив эти качества, не ругайте его за них, а подумайте, как можно помочь ребенку минимизировать их влияние или преодолеть их. Обсудите с ребёнком и внешние ресурсы и риски. Ресурсы внешние – это поддержка родителей, льготный режим поступления, близость Вуза к дому, поступление вместе с другом и так далее. Поищите эти ресурсы или посозидайте (сделайте) их. Внешние риски -это возможные препятствия в осуществлении цели, рассмотрите их сейчас, набросайте и варианты способов справиться с ними. Может баллов будет недостаточно при поступлении, значит можно как вариант поменять специальность, факультет, институт, форму обучения (очно, заочно). При таком целеполагании ваш ребенок сможет не только цель поставить, но и оценить свои возможности и способности, заодно “поработать“ над недостатками и порадоваться своими достоинствами. И ещё очень важное – пишите цель на бумаге, руками и ручкой, проставьте сроки и обязательно расставьте после каждого шага бонусы, поощрения за старания и усилия, чтобы достижение цели было не «каторжным» трудом, а дорогой напряжения и удовольствия. Любая цель приносит нам удовлетворение и радость не только своим свершением, но и временем в пути достижения, и пусть этот путь приносит нам развитие и совершенствование. Мы рядом с вами, позвоните, если затрудняетесь с выбором цели или ее достижением.
Совместный отдых всей семьей, дети и родители, создает и поддерживает атмосферу взаимной любви, заботы, сплоченности. И если в каждом дне сложно найти время для отдыха, так как работа родителей и учеба детей занимает много времени, то в выходные 2-3 часа для совместного времяпровождения всегда можно найти. В эти 2-3 часа совместно можно и квартиру убрать, и обед приготовить, причем каждый готовит свое блюдо, родители советуют, дети осваивают искусство заботиться о себе и о других. И, конечно, же отдых как досуг. Наметьте себе в течение месяца разные варианты отдыха, положите лист бумаги, пусть члены семьи вписывают туда желаемое, и поделите на весь месяц, на выходные. Пусть там будут - и выезды выходного дня (туристические или просто в гости, на природу), совместный бассейн или велосипедная прогулка, походы в кафе или кинотеатр, игровые центры (квесты для детей и родителей)\; и проведение в домашней остановке отдыха активного и пассивного: сделайте домашний квест – поиск спрятанного для детей или для родителей, путешествие по маршруту, с отгадыванием и «плутанием» - активная форма. Пассивная – домашний кинозал – на диване, со вкусностями, эмоциями радости и удовольствия; или может настольные игры - собирание пазла всей семьей; осваивание какого-либо ручного (руками) творчества – выжигание, конструирование (моделирование), где и дети, и родители вместе учатся, подбадривают друг друга, утешают и мотивируют одновременно. Не забывайте про бабушек и дедушек, им тоже уделите внимание - уходом, заботой, может тоже прогулкой, главное, всей семьей. Именно в совместном времяпровождении дети научаются ценить семью как единое целое, как пространство дружелюбное к каждому; наравне с совместным отдыхом, не забывайте и о личном отдыхе для каждого члена семьи (также делайте его активным и пассивным).
Границы – это правила и ограничения, существующие в жизни каждого из нас. Они позволяют нам жить и действовать без ущерба для себя и других людей. Они дают нам возможность защитить себя, если нарушают наши права. Они помогают нам управлять своей жизнью и своим окружением. Они позволяют прогнозировать происходящее. Если родители умеют устанавливать свои границы, то и их дети уже в раннем возрасте усваивают правила проживания, поведения в жизни: что можно и что нельзя, что опасно и безопасно, что хорошо и плохо. Границы бывают жесткими и гибкими, то есть изменяемыми. Есть границы поведения в обществе, учреждении, на улице. Мы сегодня поговорим о границах во взаимоотношениях. Отношениях, построенных на уважении и признании права человека на свое желание. Если мы хотим, чтобы к нашим желаниям прислушивались другие, то и нам надо научиться прислушиваться к желаниям других. Значит, в отношениях надо не бояться обозначить, что вам не нравится: например, нельзя брать мои вещи, нельзя звонить в 2 часа ночи, нельзя оскорблять, нельзя причинять боль. Обозначая свои права и желания, мы устанавливаем границы. Если наши границы нарушаются – мы об этом обязательно скажем, и предупредим, что прекратим общение или примем иные меры, защищающие нас. Это уже поддержание границ. Возможна коррекция границ – например, ваш ребенок дружит с девочкой, и по вашим правилам гуляет до 20.00, но в случае похода в кинотеатр вместе с девочкой, можно с ним согласовать время возвращения более позднее. Чтобы ваши дети не проявляли непослушание, протестное поведение, четко обговаривайте с ними права и обязанности, зону ответственности в поведении. Если у вас есть проблемы с установлением границ или их нарушением, вы всегда можете позвонить на детский телефон доверия 8 800 2000 122 и вместе с психологом обсудить.
Расскажите своему ребенку о закономерности возникновения различных сложностей, так как в жизни все предусмотреть и предупредить не возможно. Помогите им усвоить восприятие трудностей – не как возможность попереживать, пожалеть себя, а как возможность приобрести опыт в преодолении. Ведь каждая трудность показывает нам, в чем мы еще не сильны, чем мы еще не владеем, и в преодолении мы как раз совершенствуем свои навыки и умения. Речь идет про копинги – способы совладания с трудностями. Они есть у каждого человека, у кого-то больше, у кого-то меньше. Мы можем их подсмотреть у других людей – как они разрешают свои проблемы, можем наработать самостоятельно. Задача родителей не только про них рассказать, но и поделиться с детьми своими наработанными навыками. Расскажите о своих различных проблемных ситуациях и как, какими способами, действиями вы справлялись с ними. Еще порекомендую сделать регулярным разбор таких ситуаций (своих или чужих) на предмет поиска различных моделей совладания, причем оценивайте успешные стратегии (они привели к разрешению проблемы) и неуспешные (не разрешили, осложнили ситуацию). Даже из книг, фильмов, мультиков, из блогов можно брать различные ситуации и придумывать свои способы разрешения. И вместе с действиями, направленными на разрешение, учите детей находить ресурсы (кто и что может помочь в преодолении) и просчитывать риски (что или кто может помешать). Если ваш ребенок даже в маленьких, незначительных проблемках научится справляться самостоятельно, то во взрослой жизни он не растеряется, не впадет в отчаяние, он будет ресурсным для себя, и для тех, кто рядом. И самое главное, научив ребенка копингам, вы можете спать спокойно – вы в надежных руках, ведь и вам он сможет помочь советом или действием.
Если требует – значит вовремя не дали, где-то тревога и контроль родителей победили стремление научить ребенка отвечать за себя. Если вы учите, помогаете ребенку осознать мир в его целостности и масштабности, вы помогаете ребенку «вписать» себя в этот мир, научиться им «управлять» через управление собой. Управление собой – это и есть самостоятельность. Только наравне с самостоятельностью прививайте ребенку и ответственность, если решил делать что-то так, как хочешь сам, то и за результат своего действия несешь тоже ответственность сам. Самостоятельность без ответственности похожа на вседозволенность: что хочу – то и делаю, и если не получится – найду виноватых. Зоны самостоятельности постепенно расширяйте: чем взрослее ребенок, подросток – тем больше имеет права делать выбор и отвечать за свой выбор. В случаях его неуспешности – не ругать и не критиковать - лишите желания нарабатывать самостоятельность, сформируете неуверенность и страх неудачи. Гораздо продуктивнее проанализировать причины неуспешности, и рассмотреть варианты в достижении желаемого. Всегда делитесь своим опытом, какие «шишки» вы набивали, каких успехов вы достигали. Опыт родителей как модель становления самодостаточной и уверенной личности – это залог стремления стать взрослым, а не спрятаться за кого-то. И поощряйте, хвалите, цените его самостоятельность, научитесь говорить спасибо за его успешные уроки жизни. Скажите, что любите его и гордитесь им. Ничто так не окрыляет как похвала и поддержка родителей. И еще - если не дадите самостоятельности, не упрекайте потом своего ребенка, уже взрослого, в его нежелании, неумении отвечать за себя.
Значит, перед нами подросток, это, как правило, свойственно этому возрасту. Причем критика направлена буквально на все: на себя самого, на своих и чужих родителей, на учителей, одноклассников, на устройство мира в целом и в частности. Успокойтесь и не переживайте. Это хорошо. Это значит, у подростка формируется критический взгляд, рефлексия (оценка себя и других). Это этап в его взрослении: он так оценивает всё и всех, обозначает своем мнение (значит, заявляет о себе), выражает несогласие. Важно, чтобы этот этап не затянулся на всю жизнь. И чтобы не затянулся, рекомендую: позволить ему побыть в этом отвержении, критике – без вашей критики и негодования. У него отвержение, недовольство – у вас тишина и покой, это про эмоции. Ничем не показывайте своё недовольство его поведением и словами, говорите, что каждый человек имеет право на свое мнение, у вас на этот счет есть свое. Пусть он внутри своего отвержения поживет, «понаслаждается» им. Последите за собой – не вы ли даете ему пример критиковать и отвергать, если у вас это есть – значит, ребенок «списывает» с вас. Значит и у вас есть выгода все критиковать, значит, ребенка за это нельзя оценивать. Хотим, чтобы наши дети умели распознавать в этом мире и в людях разное, и хорошее и плохое, помогаем детям в этом совершенствоваться. Здоровая, конструктивная критика направлена на улучшение, изменение в лучшую сторону. А вот критика ради критики – не продуктивна – не продвигает, «заражает» скепсисом и унынием. Помогите своему подростку понять, что мир разный и он прекрасен, и люди в нем удивительны своим разнообразием вкусов и мнений. Именно разный взгляд: критикующий и принимающий, позволит человеку сформироваться как самодостаточной личности.
Если ваш ребенок, ставший уже взрослым, сдавший экзамены и поступивший в ВУЗ в другом городе, собирается от вас уехать – значит пришло время помочь ему стать самостоятельным, а себе снизить страхи и тревогу при расставании с ним. Хорошо, если он уже стал самостоятельным, способным заботиться о себе с позиции сохранения и поддержания здоровья, но если не успел освоить навыки ухода за собой, прочитайте наши рекомендации. Первое – обсудите с ним безопасность в месте проживания, маршрут до учебного заведения, точки питания или покупки продуктов, взаимодействия с неизвестными ему людьми. Параллельно с этим, это уже второе – обговорите с ним способы совладания с трудными жизненными ситуациями – когда что-то ломается и требует починки – службы ремонта и устранения неисправностей на отдельном списке с номерами телефонов попросите его составить. Потренингуйте его: сложную ситуацию предложите и спросите, что он будет делать, и пусть он вас тоже проверит на совладание – так быстрее и больше научится справляться. Третье – гигиенические и бытовые навыки: уход за своим телом и одеждой – это путь к успешному социальному взаимодействию и здоровью, конечно же. Четвертое – режим обучения, цели обучения (обязательно скажите, что гордитесь его поступлением, сдачей экзаменов, что верите в него), формат взаимодействия с преподавателями и однокурсниками, подготовка к сессии. Пятое – зная «слабые места» своего ребенка – не умеет готовить, плохо ориентируется на улице, стесняется спросить, слишком доверчив – помогите ему освоить приготовление самых простых блюд, скачайте карту его проживания или учебы, подготовьте предложения с вопросами, которые он может кому-то задать при необходимости, и только тем людям, которые безопасны. Шестое – финансы – когда? сколько? и зачем? Рассмотрите дневной или еженедельный лимит расхода средств, замотивируйте на бережное и ответственное отношение к деньгам. Седьмое – досуг, обязательно должно быть время для отдыха - активного и пассивного; для общения – здорового и позитивного – это помогает нам справляться с трудностями и позволяет получать удовольствие от жизни. Восьмое – тайм менеджмент – обсудите с ним ценность времени и эффективность его использования: сколько времени в институте, сколько на дорогу, на выполнение заданий, на хозяйственно-бытовые дела, на сон и отдых. Расскажите о своем опыте неуспевания или успевания, желательно с чувством юмора. Девятое - любовь, ведь может прийти к нему (ней), не спросив у вас разрешения. И здесь постарайтесь поговорить о безопасном сексе, о совместном проживании, об ответственности в квадрате (за себя и своего партнера). И десятое – это не последнее, а по факту самое первое, важное для вас и вашего уже юноши или девушки: ваша любовь и поддержка. Обсудите, как часто будете созваниваться, скажите, что вам очень важно знать, что у него все хорошо, добавьте, что и вам приятно, если он будет проявлять внимание к вам, родителям. И самое главное – не читайте ему нотаций, ваши советы давайте в дружеском формате, не хочешь осваивать – будут твои трудности, скажите ему: «Ты можешь воспользоваться моим опытом и знаниями или тебе придется «набивать себе шишки» своими ошибками. И воспринимайте его отъезд из вашего дома – как время его сепарации (отделения) от родителей, а значит, для вас пришло время заняться собой.
Внутрисемейные отношения для ребенка имеют ключевое значение для формирования его личности. От формы воспитательного воздействия, основанного на доверии или контроле, давлении или принятии зависит благополучие ребенка не только в детстве, но и во взрослой жизни. Стилей воспитания много, по-разному их называют, и в семье редко используется один стиль воспитания, чаще всего есть смешение стилей. Родители в воспитании своих детей опираются на те модели взаимодействия, которые были приняты в их семьях, но многие вносят в них изменения, если в своем детстве испытали жесткую систему воспитания. Стиль авторитарный или директивный характеризуется давлением и контролем, ребенок не имеет права на свое мнение и желание, решения за него принимает родитель. В семье применяются запреты, выговоры, физические наказания, эмоциональная «пустота» (чувства под запретом). Последствием такого стиля воспитания в семье у детей развивается неуверенность, неумение отвечать за себя, несамостоятельность в принятии решений, безынициативность, лидерские качества ребенка не развиваются. Дети с наиболее сильными чертами характера в подростковом возрасте начинают конфликтовать, протестовать, могут даже уйти из дома при первой возможности вести самостоятельную жизнь. Демократический или авторитетный стиль. Наиболее дружественный и способствующий полноценному раскрытию личности ребенка, помогающий ему ощутить поддержку и любовь родителей, научающий воспринимать жизнь с позиции позитивного восприятия и преодоления трудностей при необходимости. Родители с таким стилем воспитания показывают детям свои чувства и разделяют их, делятся своими мыслями и опытом, приветствуют мыследеятельность ребенка. Разумные ограничения и твердые запреты помогают детям «освоить» мир и взаимодействия в нем, научиться ценить себя и уважать права других людей. Либеральный стиль (попустительский) – ребенку многое позволяется, самостоятельность его приветствуется и поощряется, запреты и ограничения практически отсутствуют. Базовые потребности ребенка удовлетворяются, но вот свобода и ответственность ребенка за самого себя, тяжела для него, да и воспринимается подчас как равнодушие родителей и их эмоциональное отторжение. Страх, неуверенность, неспособность устанавливать эмоциональные связи, нетерпение к ограничениям и правилам – вот результаты либерального стиля воспитания. Для гармоничного развития и воспитания личности важным компонентом является безусловная любовь и принятие ребенка, поддержка и право на самостоятельное и ответственное поведение, конечно же, с установлением правил и требований, то есть границ. В семье должна быть принята диалоговая форма общения, ведь чем больше вы обсуждаете с ребенком все возникающие радости и сложности, тем увереннее он будет проживать жизнь и счастливее себя чувствовать. Кратко подводя итоги, можно сказать – авторитарный стиль – избыток контроля и прессинга, либеральный стиль – избыток свободы и вседозволенности, демократический стиль - достаточность любви и правил.
Саморегуляция – это управление эмоциями. Чтобы научиться ими управлять, надо научиться их распознавать. А также важно оценивать ситуации, в которых эмоции могут быть уместными или неуместными. Развивать эмоциональный интеллект ребенка необходимо с раннего возраста, принимая его эмоции и даря свои. Позволяя ему злиться, обижаться, плакать – важно только помочь ему экологично для него и безопасно для других их выразить. Для этого под каждую эмоцию надо выбрать способ ее выражения. Например, злость можно выразить через «битву» с подушкой или метанием дартса, можно поколотить грушу, можно покричать громко, ополоснуть лицо холодной водой, сделать три-четыре глубоких вдоха через нос и шумных выдоха через рот, сжать резко и сильно кулачки и расслабив пальцы, стряхнуть злость с кисти рук. Обиду выражаем через слезы, уединившись или разделив с близкими свои чувства, через доброе дело кому-то другому (проверьте – очень хорошо помогает), через гуляние и созерцание природы, через рассказ об обиде человеку, которому ты доверяешь, через спортивные упражнения или физическую активность по дому, через чашечку вкусного чая и мягкий плед. Позвольте своему ребенку себя пожалеть или пожаловаться немного, проживая эмоцию, а не прогоняя ее. Но только выделите этой «жалости» время, а потом добавьте побольше приятных моментов, радости и удовольствия. Учите детей не бояться эмоций и чувств, они нас делают «живыми», благодаря им мы наслаждаемся или огорчаемся, мы тренируем свою психику на стрессоустойчивость, мы учимся принимать жить в ее разнообразии. Проведите со своим ребенком (возраст ребенка не важен) мини - тренинг на эмоции: какие испытывает чаще всего, как его эмоции проявляются, как можно их выразить, то есть прожить, в каком месте это уместно сделать, каким способом, как принести эмоцию домой (положив карман и пообещав ей выделить время). Вместе с ребенком найдите варианты снятия напряжения (обучение с родителем более эффективно) и восстановления. Хорошо помогают техники переключения внимания. Именно в момент обуреваемых чувств и невозможности их выразить (неуместно, например), начните считать «ворон» - то есть осмотритесь и найдите предметы на букву «о», например, или предметы оранжевого цвета, или квадратной формы, послушайте звуки – как вы их ассоциируете, посчитайте количество людей в транспорте или кабинете, составьте список вещей, которых хотите больше всего, не менее 10. Эти техники переключения внимания «уводят» нас от эмоций на рациональный уровень (осмысления и ассоциации). Осваивайте с ребенком эмоциональный мир как можно раньше, и у него не будет проблем со своими эмоциями и с распознаваем, принятием эмоций других людей.
Иногда у родителей возникают разногласия и это как раз нормальный процесс взаимодействия по поиску наиболее верного решения. Но иногда свидетелями ссор родителей являются дети. А это уже психоэмоциональная травматизация детей, нарушение базовой потребности в безопасности и защищенности. Пройдите маленький экспресс тренинг: если возникла ссора в присутствии ребенка, Ваши действия? А. Продолжаете ссориться, не обращая внимания на ребенка. Б. Уходите в ванную комнату, закрываете дверь и шепотом пытаетесь доказать друг другу его неправоту. В. Расходитесь по комнатам и по телефону SMS-сками шлете свои требования и выражаете эмоции смайликами и восклицательными знаками. Г. Даете друг другу «минуту тишины», чтобы справиться с эмоциями (подышать, выпить водички, подвигаться), подыскиваете аргументы для разрешения возникшей проблемы, договариваетесь о времени диалога и без присутствия ребенка обсуждаете ситуацию. В этих ответах – а это ваши стратегии поведения в жизни – заложено либо бережное отношение к своему ребенку, либо ваше равнодушие к его чувствам. Ребенок может воспринимать ваш конфликт – как свою «виноватость» (из-за него); находясь внутри вашего конфликта он не освоит науку управления эмоциями, у него может появиться страх – за себя, родителей, семью. Поведение родителей в конфликте – это пример для подражания ребенка в своей жизни: или демонстрация власти в детской среде и во взрослой жизни или поиск компромисса для каждого. Если даже ребенок услышал «отголоски» ссоры – спокойно объясните ему, что он не виновник конфликта, и ни в коем случае не перетягивайте ребенка на сторону одного из родителей – пользы не будет никому, только повысите переживания ребенка. Учитесь владеть чувствами и способами ведения диалогов, учитесь слушать, слышать и принимать позиции другого человека. И тогда ваши дети будут комфортны в своей семье и окружающем взаимодействии.
Руководитель службы детского телефона доверия Миронова Наталия Робертовна. | |
|
Всего комментариев: 0 | |