17:58 Шпаргалки для родителей: рекомендации детского телефона доверия. Часть 2 | |
Поговорите с ребенком, не ругая и не критикуя его. Постарайтесь прояснить, почему он так считает. Какая особенность его как личности, человека, кажется ему непривлекательной. Это его мнение? Или кто-то другой так сказал? Расскажите ребенку, что каждый человек чем-то отличается от других, у каждого есть какая-то особенность быть не похожим. Мы все разные: и по внешности, и по чертам характера, и по многим другим составляющим. И только от восприятия этой непохожести на других зависит, как к этому относиться. Восприятие отличия, характерной черты может вызывать состояние ущербности, отсюда и ранимость, заниженная самооценка, и сложности в общении. Важно помочь ребенку понять, что восприятие своего отличия может быть восприятием как уникального, неповторимого человека. Это значит, что можно гордиться тем, что ты не похож на другого, ты один такой в этом мире. Надо просто научиться принимать свою особенность, как составную часть тебя, и не реагировать на мнения других людей.
Если ребенок маленький (2-6 лет) – рассказывайте ему о мире вокруг него: какой он интересный, как все в нем устроено, сколько в этом мире прекрасного и хорошего, и именно в это время расскажите, что в мире могут происходить и какие-то вещи, способные навредить каждому человеку. Важно уметь соблюдать правила, защищающие нас. Например, светофор и пешеходный переход, или чужие, незнакомые люди, собаки беспризорные, молния и гроза, подвалы и темные подъезды и так далее. Главное, рассказывайте это ребенку спокойным голосом и обязательно проговаривайте – что следует делать и как поступить в случае опасности. Если ваши дети постарше (7-14) – попросите его самого написать «уличные» опасности, или сделать коллаж для младшего брата или самого себя, а может и для меня, родителя, чтобы я была спокойна и уверена в знании своего ребенка, можно и в компьютере сделать таблицу опасностей с картинками и текстом. Попросите у ребенка разрешения совместно обсудить то, что он определил и непременно порекомендуйте его что-то и от себя: подвалы, свалки, заброшенные стройки; незнакомые люди в машинах, на улице; люди, предлагающие наркотики. И заключительным этапом такой беседы обязательно должно быть обсуждение путей и способов защиты себя, поделитесь с ребенком своим опытом и опытом других людей. Мир не хорош и не плох, мир такой, какой он есть, и чтобы быть здоровым и счастливым – надо с ним подружиться, знать его опасности и интересности.
И это касается не только маленьких детей, но и подростков, степень их доверия к людям и стремления всем угодить, иногда может им навредить. Дом – это место комфорта и безопасности, казалось бы, по определению. Все там знаю. Но! Пройдите с ребенком по квартире, дому – пусть он сам назовет предметы и вещи, способные нанести ему вред: окна и балконы, газовая плита, кипяток, электрический ток, спички, свечи, лекарства, острые предметы, входная дверь. Обсуждая эти места – рассказывайте о правилах использования или неиспользования (лекарства, спички), о том вреде, который они могут причинить. Для маленьких детей дополнительные страхи – это темные углы, кладовка, под кроватью, исследуйте также вместе и эти места, покажите, как свет безопасный (фонарик, например) может разогнать тьму, а следовательно, и тех, кто там может быть по представлению ребенка. Отдельного внимания заслуживает входная дверь – договоритесь с ребенком любого возраста – двери незнакомым не открывать без предварительного согласия родителей или других родственников, соседей. Если ребенок в квартире один, включите музыку, пусть пришедшие за дверью знают, что дома кто-то есть, сам ребенок с ним не должен разговаривать. И составьте список номеров телефонов, по которым ребенок может позвонить, попросить о помощи.
Интернет также может принести и пользу, и вред. Перед началом знакомства ребенка с интернетом, расскажите ему об опасностях. Договоритесь, чтобы он всегда с вами советовался – на какой сайт зайти, какой создать профиль или какие фотографии выложить. Это должно быть правило № 1, защищающее жизнь и здоровье вашего ребенка. Еще одним важным условием договоренности должно быть неразглашение личных данных о себе и своей семье: адреса, телефоны, где учится, где работают родители. Мошенники не только ходят по домам, но и в сети интернет пытаются вас обмануть. Это касается и личной информации одноклассников, родственников, знакомых. Задайте сыну или дочери вопрос: ты же не хочешь, чтобы кто-то без твоего разрешения размещал о тебе информацию? Учите детей критическому мышлению, анализу сказанного неизвестным человеком в интернете, они могут побуждать вас что-то сделать, давя на жалость или угрожая. В этих случаях - резко обрывайте общение. Помогите ребенку придумать сложный пароль, чтобы не смогли взломать аккаунт; учите детей определять поддельные аккаунты. И помните, если ребенок хочет в интернете кому-то понравиться, отсюда и фотографии, и номера телефонов – значит пришло время научить вашего ребенка общаться в «живом» формате, когда много друзей в «реале», когда в жизни есть время для учебы и удовольствия – тогда и не появиться потребность получить внимание от чужих.
Робкий, стеснительный – черты характера, неуверенность - опыт социализации. И в первом, и во втором случае – ребенку можно помочь. Неуверенность у ребенка – это результат собственных ошибок и оценок других, в частности родительских. Дорогие родители: критику, недовольство неуспешностью своего ребенка меняйте на поддержку и конструктивный анализ неудачи (причины и способы исправления). Помогите ребенку повысить свою самооценку. Обсудите с ним наши рекомендации детям: что-то из этого подойдет вашему ребенку, а что-то вы еще придумаете сами. 1. Научитесь себя хвалить, ценить, уважать (составьте список своих достоинств (качеств) и достижений. И вы, родители, хвалите и поддерживайте своего ребенка не только, когда он успешен, но самое главное – когда у него неудача. 2. Пиартьте (презентуйте), транслируйте свои способности и успехи всем, кому хотите, продумайте варианты демонстрации своей успешности, можно даже помочь ребенку составить текст, конкретные слова «А я люблю делать ..», «А я умею…», «А я победил в таком-то конкурсе…». 3. Понаблюдайте за уверенными людьми вокруг себя: как они себя ведут, как говорят, как выглядят. 4. Развивайте навыки коммуникации (общения) – можно начать с просьб, вопросов к другим людям, потом и свое мнение научиться высказывать. 5. Осваивайте юмор в оценке своей неуверенности, умение посмеяться над собой – закалка против смеха других над тобой. 6. Поработайте над осанкой, походкой, выражением лица, внешностью, можно перед зеркалом порепетировать. Когда мы нравимся себе – мы чувствуем себя более уверенно. 7. И овладевайте материалом – знаниями, которые будут интересны и другим. 8. Введите за правило дома выслушивать своего ребенка, поощряя и поддерживая его презентацию себя. 9. Если есть возможность и желание ребенка можно предложить посещать театральную студию, или тренинг уверенного поведения. 10. Помогайте другим людям – самый лучший способ почувствовать себя уверенным, когда делаешь добрые дела.
Воспитывает ребенка не столько отрицательное (наказание), сколько положительное (поощрение) подкрепление. В воспитании рекомендуется использовать как наказание, так и поощрение (похвала - часть поощрения), ведь это две стороны единого процесса. Но помните всегда – поощрение должно преобладать над наказанием. Хвалить и поощрять можно и нужно все стороны своего ребенка. Особое внимание следует уделять похвале за совершенное ребенком усилие, важно отметить его попытку, старание, а не только достигнутый результат, иначе у детей создается «хронический дефицит поощрений». Например, хвалят только за «5», а за «4» - нет, но ведь ребенок тоже старался. Похвала помогает ребенку поверить в свои силы и браться за решение более сложных задач, улучшает социальные навыки ребенка, делает его приятным в общении со взрослыми и сверстниками, а, следовательно, расширяет его позитивное социальное окружение. Через похвалу ребенок учится реально оценивать себя за конкретные действия и оптимистично смотреть на ситуацию. Хваля ребенка, избегайте «но…», критика нивелирует похвалу. Эффективна похвала кому-то о ребенке, рассказанная в его присутствии. Похвала равна благодарности – она окрыляет и делает нас счастливыми.
Это касается подростков. Переход из детства во взрослую жизнь характеризуется стремлением стать самостоятельным, независимым, значимым в среде сверстников. В этом возрасте очень важно принадлежать к какой - группе, быть там «своим». Хорошо, если ваш взрослеющий ребенок уже общается с положительной группой детей (кружки, секции, общественная волонтерская деятельность), примеры здорового образа жизни находят подтверждение и в его среде общения. А если ребенок в силу разных обстоятельств, кроме школы, нигде не развивается, не получает удовольствия от любимого занятия и, следовательно, общения. Конечно, шанс, что он попадет в плохую кампанию – увы, увеличивается. При доверии и поддержки со стороны семьи вы можете вовремя заметить эти контакты. Рекомендуем еще в маленьком возрасте ребенка определиться, где и каким образом он будет развиваться, что это будет – спорт, танцы, музыка, шахматы, интернет программирование, конструирование, конечно же, исходя из желаний ребенка. Если вы заметили изменение поведения своего ребенка – стал раздражительным, агрессивным, стремится к уединению, ничего не хочет рассказывать, снизилась успеваемость. Деликатно! поговорите со своим подростком на предмет: «Что случилось, Чем я могу тебе помочь? Чтобы не произошло – я рядом, я помогу тебе». Расскажите о своей любви и тревоге за него. В беседе проясните, чем его привлекает эта кампания, что он там получает? Обсудите с ребенком, какие последствия такого общения могут быть, как сказать «нет» группе, как найти себя с другими сверстниками. Найдите все то, что может его отвлечь от этой кампании, реализуйте его мечту – может это научиться ездить на машине, на скутере, освоить то, что его увлекает. Если не справитесь сами – обращайтесь к психологам. Консультация с психологом – это не показатель вашей слабости, а показатель силы изменить ситуацию.
Во-первых, успокойтесь. Хорошо, что у вас появилась возможность узнать об этом. Теперь необходимо просто разобраться в данном поступке ребенка. В основе его поведения не лежит желание преступить закон, а желание «добыть» то, что у него нет. Как правило – это вещь, предмет. И это первая причина воровства. Вторая причина – взять, чтобы отдать другим, купить что-то и угостить сверстников, чтобы понравиться или произвести впечатление. Третья причина – украсть, чтобы доставить себе телесное удовольствие, как правило, это еда, напитки. То, что не покупают ему, а другие дети этим наслаждаются. Четвертая причина – украсть, чтобы утолить голод, просто не знает, как по-другому добыть еду. Воровство – как способ выживания. Пятая причина – привлечение внимания родителей или стремление показать кому-то свою «крутость». Клептоманию – как психическое расстройство, тоже нельзя исключать. В этом случае воровство не имеет мотива, оно как неуправляемая потребность присвоить чужое. Но в детстве у ребенка желание украсть может быть и как результат травмы – и тогда он крадет, чтобы успокоиться, порадовать себя, скомпенсировать недополучение любви и внимания. В любом случае, побеседуйте со своим ребенком, найдите с ним именно его мотив и вместе придумайте, как ему помочь. У маленьких детей (2-3 года) - размыто, не установлено понятие «чужое», берет чужое – потому что не знает, что нельзя. К 4-5 года дети это усваивают. Исследовав все причины, не найдя вашего случая, обратитесь к специалистам – детским психологам и психотерапевтам.
Как часто мы говорим своим детям, что любим их? Просто так, без повода – примерного поведения, успеха. А ведь для ребенка знать, слышать об этом – базовая потребность. Чем больше он наполнится любовью в детстве – тем стрессоустойчивее, счастливее, успешнее будет во взрослой жизни. Опробуйте все предлагаемые способы – и ребенку доставите удовольствие, и сами порадуетесь. 1. Написать открытку с «теплыми» словами – важна и картинка, и текст, написанный от души и по-домашнему (своими словами). 2. Отправьте SMS-сообщение – можно в тот момент, когда у него сложный день (контрольная или экзамен). 3. Оформите сюрпризом какую-нибудь «вкусность» - в шкатулке, в оригинальной коробочке, под замочком, а ключик подарите. 4. Сочините стишок сами или возьмите наш: «В чувствах я хочу признаться. Я не будут тут стесняться. Слово нежное «люблю» много раз я повторю. Счастье – быть с тобою рядом и встречаться нежным взглядом. Много раз я повторю – я люблю тебя, люблю». 5. Станцевать под музыку свои чувства. Кто-то из родителей нахмурится: «Вот еще, буду еще танцевать». А вы попробуйте! И увидите восторженные глаза ребенка, его смех и радостное настроение. И вы не только ему удовольствие доставите, но и научите его проявлению своих чувств. 6. Напишите на зеркале гуашью «Я тебя люблю!», и день будет в радость, причем не только у ребенка, но и у вашего супруга. 7. На бокале для чая напишите ваши слова, и сделайте рисунок, который ему очень нравится. Подарите ему торжественно на маленьком празднике. Маленькие праздники – это путевка в мир больших праздников, это право на позитивное восприятие жизни, на умение радоваться. 8. Создайте приятную атмосферу в комнате, возьмите альбом с детскими фотографиями своего ребенка, и расскажите ему про снимки, делясь своими чувствами – переживаниями и счастливыми моментами. Именно так мы своим примером учим детей эмпатии – пониманию чувств другого человека. 9. Положите в карман курток или брюк конфетки с записками, которые описывают лучшие качества вашего ребенка. 10. Возьмите выходной день от всего: работы, домашних обязанностей, телефона, интернета и телевизора – и полностью подарите ребенку свое время и внимание!
Любознательность – черта характера и у ребенка, и у взрослого. Культивируйте ее – она позволит вам развиваться и получать удовольствие от знаний. Для детей – окружающий мир вокруг может пугать неизвестностью. Поэтому, когда ребенок задает много вопросов – это не демонстрация его уровня незнания, это показатель его стремления узнать. Поощряйте это стремление. Всегда отвечайте на вопросы, если знаете, или пообещайте уточнить и рассказать ему, если не владеете информацией. Или попросите его самого поискать информацию об этом – потом вместе обсудите. Отвечая на вопросы ребенка, вы помогаете ему создать целостную картину мира, процессов, взаимосвязей, расширяете его кругозор и эрудицию. Если ребенок не задает вопросы – это не значит, что он знает все. Скорее всего, у него «выключено» стремление, право, желание узнать что-то от родителя. Может прежде родители не отвечали на его вопросы, может многого не знали сами и запретили ему вопросами подвергать сомнению родительскую компетентность. Побуждайте, мотивируйте своего ребенка на вопросы, возьмите за практику сами ему их задавать, согласно его возраста. Услышите потрясающие ответы: логика его мышления, оригинальность рассуждения, непосредственность и уверенность знатока – вам доставит неизгладимое удовольствие и наслаждение. Проведите конкурс домашний – на самый оригинальный вопрос или ответ, с призами! И поделитесь с нами своими проблемами или успехами.
Руководитель службы детского телефона доверия Миронова Н.Р. | |
|
Всего комментариев: 0 | |