Приветствую Вас, Гость
Главная » 2024 » Февраль » 2 » Родной Сталинград навсегда остался в ее сердце и памяти
12:54
Родной Сталинград навсегда остался в ее сердце и памяти

В огне войны сгорело детство,

Но не прошло бесследно, нет,

И носим мы в себе наследство

И боль, и радость прошлых лет.

 

Мы всегда с гордостью говорим о ветеранах Великой Отечественной войны, но хочется вспомнить и о детях, которым выпало страшное, голодное детство, опаленное войной. Это поколение тесно примыкает к ветеранам и помнит военное и послевоенное время. Жительнице с. Ольховка З.В. Кожуховой в детстве пришлось пережить бомбардировку Сталинграда, ужас и страх войны.

Зоя Васильевна родилась в Сталинграде, вместе с семьей проживала в общежитии Сталинградского тракторного завода им. Ф.Э. Дзержинского. Мама работала на заводе в горячем цехе мастером. В период с июня 1941 г. по ноябрь 1942 г. «отливала шишки». Это специальные наконечники на бронебойные снаряды.                                                                                  

 Папа служил в военной части в г. Сталинграде на Красных казармах, обучал солдат.  «Наше общежитие находилось недалеко от берега реки Волга. В августе 1942 года город начали эвакуировать, так как вражеские войска были на подступах к Сталинграду. Меня  с  мамой не успели эвакуировать», - с болью в сердце вспоминает Зоя Васильевна

Ей, как и другим детям, пришлось принимать участие в защите города. Пятилетним ребенком вместе с мамой строила фортификационные укрытия, они насыпали и носили мешки к берегу Волги. Сохранился в памяти ольховчанки и страшный день – 23 августа 1942 года, когда немецкие самолеты бомбили Сталинград.

Везде были взрывы, все горело, немцы сбрасывали бомбы, от которых дома складывались как картонные. Бомбардировка шла вплоть до наступления темноты, стоял очень сильный грохот, от которого не было ничего слышно, было очень страшно.

«Как мне рассказывала моя мама к концу бомбардировки немцы начали применять зажигательные снаряды, от которых все загоралось. Когда мы выбрались из укрытия, целых построек не было, были одни руины, среди них лишь изредка торчали печки    с    трубами, город охватил сильный пожар, горело все, в том числе и сама река Волга, пароходы и лодки на реке, горел даже асфальт. Более того, при таком страшном пожаре поднялся очень сильный ветер, который перекидывал языки пламени на неохваченные огнем здания. Повсюду слышались стоны раненых и умирающих людей, а также крики о

помощи детей и женщин. Этот пожар  длился  очень  много  дней. Территория, на которой мы жили, подверглась более массированной бомбардировки, так как неподалеку находился тракторный завод», - продолжает делиться горькими воспоминаниями З.В. Кожухова.

 На тот момент часть оборудования и цехов были эвакуированы, часть уничтожена при налетах немецкой авиации, но тем не менее завод продолжал работать.      

Зоя с мамой жили в подвале общежития, после авианалетов фашистов у них не осталось вещей, носить было нечего, в городе не было продовольствия и воды. Подкармливали жителей советские солдаты.

. Поскольку в городе не было воды, детям приходилось ходить на берег Волги с бидоном. Позже солдаты запретили это делать, так как это было уже смертельно опасно. Солдаты всегда напоминали жителям осажденного Сталинграда, что в случаи бомбардировки необходимо прижиматься к стене либо вставать в угол. В один из таких налетов, Зоя по прижалась к стене, а именно к двери, над которой было стекло. Рядом разорвался снаряд, и осколки стекла посыпались на голову маленькой девочке. Она чудом осталась жива, но в результате этой травмы в последующем у нее стало портится зрение.        

Во время вылетов противник сбрасывал агитационные листовки, которые дети собирали, чтобы сжечь их и согреться. В данных листовках были призывы капитулировать и сдаваться в плен немецким войскам.

Навсегда в памяти З.В. Кожуховой останутся звуки стрелковых боев, работа зениток и артиллерии, советские танки, которые обороняли город и, конечно же, голод.

Она помнит, что перед началом очередной бомбардировки ее с мамой, как и других людей, погрузили на деревянные плоты и переправляли на другой берег Волги. Было много людей, много плотов, в момент переправы их обстреливали немецкие минометы. В тот момент погибло очень много детей, женщин и стариков. Но Зое с мамой посчастливилось, они смогли перебраться на другую сторону Волги. Всю ночь женщина с ребенком прятались в кустах, так как летали немецкие самолеты.

С того берега было хорошо видно, как бомбили город, заводы, как добивали и рушили и без того разрушенные дома.

В то страшное время смерть ходила по пятам, в один из обстрелов подвал, в котором жили Зоя и ее мама, засыпало, выбраться самостоятельно они не могли. Откопали их солдаты Советской армии.

Учитывая, что в ноябре 1942 г., когда немецкие войска практически вплотную подошли к стенам Сталинградского тракторного завода, военными принято решение об эвакуации части населения, это коснулось и нашей героини. Военные спросили у ее мамы, где у них   родственники. Было принято решение эвакуироваться в Рыбинку Ольховского района. «Везли нас без вещей, все сгорело. Солдатам из-за частых обстрелов не удалось нас довезли до места назначения. Высадили нас перед лесом и до Рыбинки мы шли пешком. Мне было очень холодно, одежды на мне практически не было никакой. Пришлось перейти речку вброд, чтобы дойти. 9 ноября мы пришли на место, зарегистрировались и стали проживать в доме жены маминого брата. После этого в г. Сталинград я не возвращалась», - говорит Зоя Васильевна. Но измученный, родной Сталинград навсегда остался в ее сердце и памяти.

Наш корр.

                                                                                                                                          

Просмотров: 179 | Добавил: olhovskie_vesti | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Яндекс.Метрика